История чая на Руси

Считается, что чай — второй по популярности напиток в мире и уступает только воде. В России чай появился раньше, чем в Европе, и в России он стал одним из национальных напитков и его здесь пьют все.




В 1567 году казаки, побывавшие с экспедицией в Китае, описали диковинный напиток, доселе неизвестный в России. Большого интереса диковинный напиток не вызвал — на Руси пили в основном отвары из взвары (отвары трав, листьев, соцветий и ягод), сбитень и квас. При этом взваров было величайшее множество, потому что в каждом регионе в них добавляли свои ингредиенты.

Впервые чай в Россию привезли в 1618 году китайские послы, прибывшие ко двору царя Михаила Федоровича. Напиток русским не понравился и его забыли на несколько лет.

В третий раз чай попал в Россию в 1638 году. Русский посол выменял за несколько соболиных шкурок у монгольского Алтан-хана три пуда чая и привез его в Москву. Сначала царь решил сварить посла в кипятке, так как обмен мехов на тюк сушеной травы выглядел не совсем эффективным. Но посол уговорил бросить в кипяток не его самого, а привезенную траву. Царь и бояре попробовали получившийся отвар и были приятно поражены его вкусом и ароматом.



Так как чай пришелся по вкусу верхним эшелонам власти, его спустя всего несколько лет стали продавать практически повсеместно, правда весьма недешево. Путь чая из Китая до Москвы занимал 16 месяцев. По мере развития торговли с Китаем цена на чай падала и к началу XIX века он вышел на первое место по популярности, обогнав исконно русский квас.



Примерно в это же время чай стал составлять 90% всего объема импорта из Китая и его решили попытаться выращивать в пределах Российской империи. В Крыму чай выращивать не получилось, а вот в Юго-Западной Грузии, а потом и на Северном Кавказе чай прижился.



А тем временем из Китая чай везли «Великим чайным путем» по Сибирскому тракту. Путешествие было не из легких: около 9000 верст и 16 месяцев пути. Отправной точкой из Китая был город Калган – крупная застава на Великой Китайской стене. В Калгане представители Русских торговых компаний покупали чай и снаряжали караваны, состоящие из 200-300 верблюдов. В Северной Монголии была остановка в Урге для поверхностного осмотра товара, затем караван продолжал путь до границы с Российской империей – заставы Кяхты. В Кяхте коробки с чаем проверялись, маркировались и вшивались в бычьи шкуры – тюки. дорогие черные чаи предварительно особенно тщательно паковали в бумагу и фольгу, для предотвращения попадания влаги в чай и помещали в бамбуковые коробки. Тюки загружали в телеги или сани и отправлялись до Иркутска. «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».

Чай стал основой для формирования целых торговых династий и финансовых империй — Боткиных, Перловых, Высоцких, Вогау, Поповых, Сабашниковых. Путешественник маркиз де Кюстин в своих путевых заметках о России писал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют». Помимо сухопутного пути доставки появился мореходный, им из Индии и Цейлона доставляли чай в торговом доме Высоцких.

Известно, что многие русские путешественники и военные предпочитали чай пуэр: он был неприхотлив в перевозке, отлично согревал, лечил желудок после пищевых отравлений. Правда, в русской армии чай по довольствию не полагался — вместо него нижние чины пили квас, а офицеры покупали чай за свой счет. Исключения составляли холерные эпидемии, когда войска поили чаем как лекарством. Кроме того, он был положен отрядам, находящимся во время войны на передней линии фронта, в дозорах.



На Востоке потребление чая ограничено массой условностей. Русское же чаепитие — «бесцеремонное». Отличалось оно в основном богатством угощения («пустой» чай в России не одобряли — даже в беднейших домах на стол ставили хотя бы хлеб) и ценой все того же самовара: в богатых домах они часто были серебряные. Стол к чаепитию всегда накрывали скатертью — она была обязательным атрибутом даже в трактирах. Под чашки с блюдцами выкладывались специальные салфетки.

Сосуды для подогрева воды, конструктивно схожие с современным самоваром, были известны и в Древнем Китае, и в античной Греции. Но именно в России самовар стал одним из национальных символов. Первые русские самовары начали делать в середине XVIII века на заводах Демидовых на Урале и в Туле. Исторически у русского самовара было много имен. В словаре Владимира Ивановича Даля также упоминаются «самоварец» и даже «самодур»; ярославцы звали его «самогаром», вятчане — «самогреем», а жители Курска — «самокипцем».



Чай делился по маршрутам доставки на кяхтинский и кантонский, а по качеству на более дорогой фамильный и дешевый ординарный. Ценители из более состоятельных слоев общества предпочитали зеленый, белый и желтый чай, темные улуны. Красный чай, который в Европе и России называют черным, был дешевле, но и вкус имел менее изысканный. Несмотря на развитие торговли, везти чай из Китая было дорого, поэтому на рынке было множество подделок, чаще всего сырьем для поддельного чая были кавказский брусничный лист и иван-чай.



Особняком стоял кирпичный чай. Нет, его делали не из кирпича, но он был специфическим продуктом, поступавшим на русский и среднеазиатский рынок. Из отходов чайного листа и веточек прессовались плитки и самые настоящие «кирпичи» – технология прессовки таких кирпичей была разработана именно русскими купцами, усовершенствовавшими прессованные плитки, которые китайцы издавна продавали монгольским кочевникам. Чайные листья, их отходы и веточки размягчали паром, а затем в специальных деревянных формах прессовали в кирпичи. Поверхность такого кирпича подкрашивали смесью чайной пыли с сажей для придания «благородного» черного цвета.



Великая октябрьская революция не только освободила трудящихся от гнета капиталистов, но и но и лишила этих самых трудящихся возможности пить хороший китайский чай. Поставки прекратились, а основная часть чая пошла из Грузии. Причем качество грузинского чая на первых порах было очень высоким. Но потом, включившись в социалистическое соревнование и поднимая урожаи, грузинские чаеводы уронили свою репутацию до уровня сорта «пыль грузинских дорог».

Постепенно, перед началом Великой отечественной, поставки чая из Индии, Цейлона и Китая возобновились. С Китаем было проще всего — чай шел по бартеру, в обмен на оружие. Чаи стали купажировать, что позволило разделять их по сортам и маркировать не только по местам произрастания, но и номерами. Высшее качество было у чая категории «Букет», он шел с типсами. Затем шла «Экстра», качеством чуть похуже. Высший сорт включал чай из верхних листьев, нему, например относился чай №62, состоявший из 40% грузинского чая и 60% индийского чая.



В первом сорте уже начинали попадаться веточки. К нему относились №400 (70% азербайджанского и 30% китайского), №300 (70% грузинского чая и 30% китайского) и №36 (40% грузинского и 60% индийского). Второй сорт — низкокачественный чай машинной сборки, к нему относились азербайджанский, индийский, грузинский, китайский, краснодарский, а также №30 (100% азербайджанского чая). Третий сорт был откровенно низкого качества.

Лучшие сорта краснодарского чая ценились выше сортов грузинского. Качество грузинского было очень нестабильным, в этом плане азербайджанский был значительно лучше. Сорта зелёного листового чая маркировались «номерами» — от № 10 до № 125. Чем больше номер, тем выше качество. Выше № 125 были «Экстра» и наивысший сорт — «Букет». Кроме листового чая в СССР производился также прессованный плиточный чёрный чай, и кирпичный зелёный чай, который любили в республиках Средней Азии.



Во время войны чаем снабжалась только армия и работники военных производств – по утвержденным в сентябре 1941 года нормам снабжения рядовому на фронте полагался 1 грамм чая в стуки. Остальное население СССР в годы войны осталось практически без чая, обходясь суррогатами, заменителями и всяческими народными рецептами прошлого, вроде чая из морковной ботвы.

После войны товарищ Сталин озаботился чайной проблемой лично, обратившись непосредственно на родину чая. В начале сентябре 1949 года, за три недели до официального провозглашения Китайской Народной Республики, председатель Мао получил большое послание от своего старшего товарища из Москвы. «Поскольку Ваша армия уже освободила основные районы производства чая в Китае, мы очень просим Вас, чтобы Вы продали нам с поставкой в течение одного года 15 тысяч тонн чая в счет взаимных товарных поставок». Подчеркнуто уважительный тон обосновывал выгодную торговую операцию – китайские коммунисты должны были расплачиваться чаем в счет трофейного японского и немецкого оружия, которым СССР снабжал Мао в 1945-49 годах.



Поставки в СССР чая от китайских коммунистов начались уже в 1950 году. Расплатившись таким образом за оружие гражданской войны, Мао всё следующее десятилетие, до начала 60-х годов, платил в том числе и китайским чаем за поставки советской техники китайским войскам, воевавшим против США в Корее. Но к 1960 годам СССР по объему производства чая обогнал почти все страны мира, кроме Китая, Индии и Шри-Ланки. Больше 90% советского чая производилось в Грузии.



Потребность СССР в чае удовлетворялась собственным производством на три четверти. Здесь уже сказывались особенности климата, так как в Советском Союзе не было тропических районов, где можно было бы выращивать самые элитные сорта чая. Поэтому лучший тропический чай закупался в Китае, а после советско-китайского конфликта 1969 года, когда прекратились поставки из КНР, возобновились прерванные с конца 40-х годов закупки чая в Индии, на Цейлоне и даже во Вьетнаме. Менять чай на оружие было выгодно.

Чай поставлялся в СССР на чаеразвесочные фабрики. Фабрик было несколько, они были разбросаны по всей стране. В 1967 году на Иркутской чаеразвесочной фабрике смешали две трети грузинского чая и одну треть индийского сорта Дарджилинг и упаковали в пачки нового дизайна. На жёлтых пачках на фоне восточного города изображён слон и сидящий на нём погонщик в чалме и с длинной бородой. Пачку также украшала надпись: «Чай индийский», то есть торгового имени не было. «Чай со слоном» стал королём советских чаёв и до сих пор вспоминается, как легенда.

Практически каждая фабрика выпускала индийский чай со слоном в пачках собственного дизайна. Сами пачки могли иметь вес от 50 до 125 граммов, а рисунок слона (с погонщиком или без, с поднятым или опущенным хоботом, в реалистической манере или в графическом монохромном виде) менялся в зависимости от года выпуска и чаеразвесочной фабрики. Менялся и состав: в купажах время от времени встречались не только цейлонский, но и мадагаскарский. Считалось, что «Индийский чай» в кубических пачках был более наваристым — и потому имел, по воспоминаниям работников Иркутской фабрики, специфического потребителя. Из такого чая получался наилучшего качества чифир. Среди иркутян ходит история о том, что в конце 1970-х, когда рецептуру «Индийского» решили «оптимизировать», сидельцы нашли способ отправить на фабрику убедительное послание с огромной просьбой не портить продукт. И, самое удивительное, старый рецепт вернули!



Помимо чая со слоном, в СССР изобрели еще один купаж: чай «Бодрость». Это был настоящий триумф визуального дизайна: упаковка, такая нарядная и празднично оформленная, наводила на мысль о невероятном вкусе этого напитка. А на самом деле чай «Бодрость» был далеко не лучшего качества и вкуса, несмотря на высший сорт.

А еще в СССР выпускали фруктовые чаи. Фруктовый чай производили в 14 наименованиях, в том числе: абрикосовый, апельсиновый, грушевый, земляничный, клубничный, лимонный, малиновый, медовый, ягодный, урюковый, черёмуховый, яблочный. Делали его из вполне натуральных компонентов, поэтому советский ребенок прекрасно знал, каким вкусным бывает кисель в брикетах или прессованное какао, если эти продукты грызть в сухом виде, и, конечно же, не мог удержаться от того, чтобы не попробовать «на зуб» и пахнущий фруктами чайный брикет.

С уходом СССР ушел и советский чай. При чем ушел весь, совсем и без остатка. Чай выдавали по талонам, а без них можно было купить только турецкий, который не заваривался от слова совсем. Вообще в Турцию в свое время завезли грузинский чай, так как он уже прошел селекцию для этого региона. Но почему турки под чаем понимают что то свое — совершенно непонятно. Помимо турецкого чая, стали завозить и растворимый чай, но это уже и не чай был вовсе.

Сейчас можно выбрать чай на любой вкус и кошелек, который выращен в любой части света. Пуэр и улун, черный, зеленый или желтый, ассам или кенийский, пакетированный или резанный — выбирай любой. Можно даже поностальгировать и купить тот самый, советский, со слоном. Или заварить иван-чай.



via internet

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: