Робот возрастом 250 лет

Спустя более чем 200 лет мануфактура Jaquet Droz из Ла-Шо-де-Фон, окружного центра кантона Нешатель в Швейцарии, возобновила выпуск «автоматонов», больших механических кукол, названных по фамилии часовщиков семьи Дро. Но давайте вспомним, как это все начиналось.

Интересное: Робот возорастом 250 лет


Знакомьтесь, это «Писатель», часовой автоматический механизм, который был создан еще в 1770-х годах известным часовщиком швейцарского происхождения, Пьером Жаке-Дро. Созданный механизм предназначался для записи слов и предложений до 40 символов.

Не смотря на столь серьезный возраст, механизм отлично работает и по сей день, шокирую всех своей сложностью.

Представьте себе, что значит создать механическую машину, которая может писать в 1770 году? Это великое событие обогнало время. Кроме того, мы даже не можем предположить, сколько времени понадобилось создатели данного механизма, сколько терпения и находчивости было положено для достижения желаемого результата.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Пьер Жаке Дро, известный часовщик и механик, родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях городка Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds). Он положил начало одной из самых престижных торговых марок и стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также автоматических механизмов — автоматонов.

С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке Дро занимается часовой механикой. Он изготовил ряд напольных часов с высокосложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все, тогда существовавшие аналоги. Затем, Пьер Жаке Дро стал встраивать в свои часовые механизмы модули воспроизведения музыки.

И как-то раз, Пьер Жаке Дро познакомился с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который посоветовал ему показать его механические шедевры за границей и, в частности, в Испании, где Милорд мог помочь ему устроить встречу с королем.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Заручившись его поддержкой, Пьер Жаке Дро вместе с тестем и молодым работником Жаком Жеврилем изготовили специальную кибитку, в которой помещалось шесть маятниковых часов, и в 1758 году отправились в Испанию. Пьеру Жаке Дро было дозволено показать свои творения королю Испании Фердинанду VI. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, которые отбивали время автоматически, без какого-либо вмешательства извне.

Несколько дней спустя мастер получил 2000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза…

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жаке Дро по возвращении в Ла Шо-де-Фон в 1759 году смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов. В работе ему помогали сын Анри-Луи и Жан-Фредерик Лешо – соседский сын.

Начиная с 1773 года семейное предприятие Жаке Дро и Лешо выпускает все более и более совершенные автоматоны. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: Калиграфа, Художника и Музыкантши.

Первую автоматическую куклу Пьер-Жак Дро сделал в 1773 году. Андроид назывался «Пишущий мальчик» и представлял собой сидящую за столом куклу, размером с пятилетнего ребенка. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова — из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жак Дро — мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла вызвала ажиотаж.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы — «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок — «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля — Людовика XV).

«Музыкантша» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Музыкантша» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» — размером с восьмилетнего ребенка. «Музыкантша» была одета в кринолин с корсажем, украшенным бантами. «Музыкальная» женщина сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед «музыкантшей» лежали ноты.

Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

В механизме Писателя присутствует камерная технология. Важную роль в механизме играют кулачки игрушки, потому что они контролируют не только штрихи пера, а и уровень давления на бумагу.

Другой удивительной особенностью механизма является то что Писатель способен следить глазами за словами, которые он воспроизводит. Сложность данного механизма невероятна.

Механизм состоит из около 6 000 деталей, каждая их которых ручной работы, миниатюрна и адаптирована чтоб поместиться в игрушечное тело. Благодаря технологиям. Используемым Пьером Жаке-Дро, механизм не требует внешнего источника энергии для своего функционирования. Механизм сам вырабатывает необходимую силу для работы.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Эти три настоящих шедевра, которые привлекли всех ценителей изящной механики, утвердили реноме Пьера Жаке Дро и стали гарантом процветания его предприятия. Столь оглушительный успех окончательно убедил Жаке Дро в необходимости представить свои шедевры всему миру. Из Ла Шо-де- Фона автоматоны отправились в Женеву, затем, в 1775 году, в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте. После этого человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Лондоне, Голландии, Фландрии (в 1780-1781 году) и на севере Франции.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Наиболее яркое представление об уровне швейцарских мастеров дает автоматон «Калиграф». Пьер Жаке-Дро приступил к его созданию в 1768 году, параллельно проводя изыскания в области механики анимации и имитации движения живых существ техническими средствами. В работе над автоматоном приняли участие Жан-Фредерик Лешо и Анри-Луи Жаке-Дро, который позднее внес некоторые модификации. Автоматон «Калиграф» высотой около 70 см представляет собой мальчика, сидящего на табурете за столом из красного дерева. Его механизм, состоящий из 4 тыс. (!) деталей, является самым сложным из трех упомянутых человекоподобных автоматов.

Автоматон можно запрограммировать, с тем чтобы он написал любой текст из 40 знаков, располагающийся в три строчки. Правой рукой «Калиграф» макает гусиное перо в чернильницу, поворачивает глаза в направлении пера, качает головой и начинает выводить текст на автоматически перемещающемся под рукой листе бумаги. Зрелище стоит признать весьма завораживающим — в особенности если учесть, что автоматон создан без малого 250 лет назад и до сих пор отлично работает.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Успех заводных кукол Дро был огромен. В Париже у кукол появились конкуренты — куклы, сделанные французским механиком Жаком Вокансоном. Жак Вокансон подхватил тему «Музыкантши» — он изготовил «Флейтиста», который мог исполнять 11 мелодий. Но шедевром Жака Вокансона была кукла в виде утки, которая умела ходить, плавать, крякать, отряхивать крылья. Утка умела заглатывать зерна и даже переваривать пищу — в ее брюшке находился сосуд с химическими реактивами, которые разлагали зерна.

Кукла этой славной утки, в отличие от кукол Дро, не дожила до сегодняшнего дня — Вокансон привез ее в Россию, где она сгорела во время пожара на Нижегородской ярмарке. В России мода на механических кукол была широко распространена. Можно вспомнить часы «Павлин», сделанные механиком Консом (сегодня стоят в Эрмитаже), «автоматы с музыкой» Ивана Кулибина (его «театральные» часы «Гусиное яйцо» тоже находятся в Эрмитаже), а также произведения тульских мастеров, воспетые Лесковым в «Левше».

Появление в Европе в конце XVIII века «заводных людей» было связано с попытками объяснить природу человека вообще. Еще в XVII веке Декарт говорил о человеке «как механической машине, наделенной душой». Философские дискуссии на тему «механики человека» не утихали на протяжении всего века Просвещения: философ Ламеттри ответил Декарту книгой «Человек-машина», ставшей популярной.

Механические люди представляли собой своего рода уменьшенные копии живых людей.

Заводные игрушки были столь популярными, что на четыре десятилетия вытеснили традиционное механическое чудо тех лет — карманные часы. В XIX веке многие часовые мануфактуры имели в производстве механические игрушки. Механические куклы все еще интересовали публику, однако подешевели и поэтому утратили статусность — в 1880-х годах куклу можно было купить в обычном магазине.

Мода на заводных кукол прошла в начале XX века, а с появлением в 1928 году первой электрической куклы, робота, про механических кукол и вовсе забыли.

Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.

Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъем карандаша. Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Вот эта собачка — любимый песик французского короля Людовика XVI, нарисованный автоматоном, и профиль короля.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

«Девушка-музыкант» была сделана из 2500 деталей и отличается от других автоматонов. Это хрупкая молодая девушка, сидящая за небольшим флейтовым органом. Автоматон имеет механизм, который активирует десять пальцев девушки, которая фактически играет на инструменте.

Интересное: Робот возорастом 250 лет

Пять различных мелодий, которые автоматон способен играть, были написаны сыном мастера, Анри-Луи Жаке-Дро, который был не только тоже искусным механиком, но еще и одаренным музыкантом.

Механизм «девушки-музыканта», довольно сложный по конструкции, состоит из четырех частей, которые приводят в действие меха инструмента, каждую руку музыканта, а также такие действия, как вздымающиеся от дыхания плечи, кукла как бы даже «дышит» (можно увидеть, как поднимается грудь), наклоны корпуса, движение глаз и заключительный реферанс. Девушка подчеркивает движения кисти руки во время игры, способна бросать взгляд влево и вправо, заканчивая игру на органе реверансом.

Механические Куклы снова явились публике в 2003 году, когда мануфактура Jaquet Droz выставила в качестве экспоната в своем павильоне на часовой ярмарке в Базеле отреставрированного «Пишущего мальчика» (малыша заводили раз в день, и посмотреть на куклу сбегались толпы). Интерес к игрушке оказался столь велик, что было решено вновь выпускать «автоматоны» — уже нашлись желающие коллекционировать игрушки, стоимость которых не ниже стоимости астрономических часов-луковицы, традиционного объекта коллекционирования.

«Автоматоны» сегодня так же модны, как и часы с большим количеством усложнений. В нынешнем ассортименте Jaquet Droz — все те же «Пишущий мальчик», «Рисовальщик», «Музыкантша» (часовщики обещают придумать новых, в частности танцующих, кукол). На изготовление одной куклы уйдет около шести месяцев, а цена (в зависимости от размера и выбранных материалов) может достигать миллиона франков.

1 комментарий