Бойня на Мальте 24 ноября 1985 г. - черный день борьбы с терроризмом

Захват заложников является самым распространенным приемом любых террористов. Зачастую бандиты захватывают и авиалайнеры. В ограниченном пространстве самолета им легко контролировать ситуацию и пленных людей. Спецслужбам же, пробующим освободить заложников, приходиться действовать в очень сложных условиях. Поэтому очень часто подобные операции заканчиваются плачевно как для пленников, так и для бойцов специальных подразделений. Примером этого может служить печально известная операция по освобождению заложников египетского «Боинга-737» на Мальте.

Терроризм: Бойня на Мальте 24 ноября 1985 г. - черный день борьбы с терроризмом


Начало было классическим. Среди 98 пассажиров на борту Боинга-737 египетских авиалиний «Иджипт Эйр Флайт» оказались пять террористов из организации Абу Нидаля, которым удалось беспрепятственно принести с собой оружие. Та же террористическая группа угнала рейс Pan American-073 годом позже. Террористы называли себя египетскими революционерами, у них были огнестрельное оружие и гранаты.

Через 10 минут после вылета из Афин они захватили экипаж и приказали лететь вместо Египта на Мальту. Затем они начали разделять пассажиров. В переднюю часть салона возле дверей, где можно было ожидать атаки, поместили израильтян, американцев, австралийцев, канадцев, французов и испанцев. В середину попали пассажиры из «нейтральных» стран — греки и филиппинцы, не вызывавшие у террористов ни вражды, ни симпатии. Сзади, т.е. в месте, которое казалось им относительно безопасным, террористы посадили детей и арабов.

Первая драма разыгралась уже в ходе перемещения пассажиров. Египет относится к тем странам, у которых на борту рейсовых самолетов постоянно находится вооруженная охрана в гражданской одежде. Рейс 648 обслуживали четверо сотрудников службы безопасности. В соответствии с инструкциями они ничего не предпринимали до полного выяснения ситуации, чтобы не рисковать жизнью пассажиров. Вскоре они уже хорошо представляли себе что происходит, но численность и вооружение похитителей не позволяли рассчитывать на верный успех антитеррористических действий. Воспользовавшись, однако, возникшей при пересаживании суматохой, агент египетской тайной службы Мустафа Камаль открыл огонь убив одного из террористов, но был ранен вместе с двумя бортпроводниками. В результате стрельбы фюзеляж оказался пробит, что привело к быстрой разгерметизации салона. Экипажу пришлось опустить самолёт до высоты в 2 км, чтобы люди могли дышать.

Похитители овладели ситуацией. Итог: один из них легко ранен, а полицейский агент находится в очень тяжелом состоянии и не имеет права на медицинскую помощь.

Когда капитан «Боинга» Хани Галаль в 20.05 попросил по радио администрацию аэродрома Лука под ЛаВалеттой разрешить ему приземлиться, мальтийцы отказали и, желая избавиться от неудобного гостя, погасили все посадочные огни. Однако самолет уже не имел горючего и был вынужден садиться. В полной темноте пилоты посадили самолет на стартовой полосе, промчавшись буквально в нескольких сантиметрах от стоявшего там «Джамбо-джета» сингапурских авиалиний. Дальнейшей трагедии предстояло совершиться на Мальте.

Сначала мальтийские власти были настроены оптимистично, они полагали, что у них получится урегулировать кризис. У Мальты были хорошие отношения с арабским миром. 12 годами раньше властям удалось разрешить потенциально более опасную ситуацию в похожих обстоятельствах с самолётом Боинг 747 компании KLM. Мальтийский премьер-министр Кармело Мифсуд Боники бросился к диспетчерской вышке аэропорта и взял на себя ответственность за переговоры.

При помощи переводчика он объяснил что отказывается дозаправить самолёт или отвести мальтийские вооружённые силы, окружавшие самолёт, пока все пассажиры не будут освобождены. Террористы разрешили одиннадцати пассажирам и двум раненым бортпроводникам покинуть самолёт.

Как говорят профессионалы служб безопасности — «Самое страшное — это сумасшедшие». Здесь был как раз такой случай. Террористы не сообщили даже кого они представляют, хотели только одного — унизить президента Египта Хосни Мубарака. Совершить убийства в египетском самолете и возложить ответственность на Египет.

Вскоре после посадки похитители приступили к реализации своего плана. Первой жертвой преступников стала 24-летняя израильтянка Тамар Артци. Ей приказали стать на колени в дверях и дважды выстрелили из пистолета — в рот и в тазовую область. Командир группы Резак пригрозил, что будет каждые 15 минут расстреливать по пассажиру, пока его требования не будут выполнены.

Следующим был израильтянин Мицан Мендельсон, убитый выстрелом в голову. Как всегда, если террористы арабского происхождения, жертвами становятся прежде всего евреи и американцы. Патрику Бейкеру, 28-летнему туристу из Вашингтона, связали руки и вытолкнули из самолета. Пока он падал с высоты несколько метров, в него выстрелили много раз. При каждом убийстве палачи кричали «ура» и пели. Следующими жертвами были две гражданки США еврейского происхождения: Джекки Нинпфлюг и Скарлетт Родженкамп. Их застрелили, а тела выбросили на летное поле. Ужас в салоне достиг своего предела.

Франция, Великобритания и США предложили послать свои антитеррористические отряды. Боничи оказался под сильным давлением, как со стороны террористов, так и послов США и Египта, прибывших в аэропорт. Правительство Мальты, которое придерживалось нейтралитета опасалось что представители США или Израиля прибудут и установят контроль над местностью. База военно-морской авиации США Сингонелла была только в 20 минутах. Самолёт C-130 «Геркулес» ВВС США с воздушной медицинской эвакуационной командой на борту находился на основной базе ВВС (2-я аэромедицинская эвакуационная эскадра) на Рейне близ г. Франкфурт, Германия. Хирургические команды быстрого развёртывания из медицинского центра ВВС в Висбадене были переброшены в американский военно-морской госпиталь в г. Неаполь.

Когда американские представители объяснили мальтийским властям, что Египет располагает специальной антитеррористической командой, обученной американским отрядом «Дельта» и эта команда готова прибыть мальтийцы дали на это разрешение. Египетский отряд 777 под командованием генерал-майора Камала Аттиа вылетел в сопровождении четырёх американских офицеров. Переговоры были затянуты насколько это возможно. Было принято решение, что штурм начнётся утром 25 ноября, при передаче пищи в самолёт. Египетские солдаты, переодетые в доставщиков пищи должны были взломать двери и ворваться в самолёт.

Тем временем на боковой летной полосе в Лука приземлились два транспортных самолета С-130. В них находились 25 солдат из египетского антитеррористического подразделения «Саака» (Молния). Они немедленно приступили к наблюдению за захваченным «Боингом» с помощью специального оборудования, которое позволяет снаружи установить точное расположение террористов внутри самолета, и приготовились к штурму. Развитие событий не предоставляло никакой иной возможности. Коммандос заняли исходные позиции под брюхом «Боинга».

Однако еще перед штурмом произошла ошибка, лишившая коммандос важнейшего условия успеха операции — элемента внезапности. Над входом в терминал аэропорта горел единственный фонарь, и он внезапно погас, что насторожило террористов. Египтяне позже упрекали в этом персонал, но мальтийцы утверждали, что выполняли именно их распоряжение. Этот случай за несколько секунд до начала операции привел похитителей в состояние боевой готовности.

Египетские коммандос без предупреждения перенесли начало штурма на полтора часа раньше запланированной.

Первая группа атакующих ворвалась внутрь через багажный люк и люк в полу в пассажирском салоне. Вторая — через взорванные двери аварийного выхода над крылом. Обе стороны открыли огонь, причем террористы успели также бросить несколько гранат.

Один из бандитов, стоявший в дверях кабины пилотов, обернулся и направил оружие на второго пилота Эмада Мониба. Капитан Галаль схватил в это время топорик из аварийного набора и нанес смертельный удар террористу. Оба пилота выпрыгнул через выбитое окно. Уже в самом начале штурма в хвосте самолета начался пожар, быстро распространившись по всему авилайнеру. Когда террористы была ликвидированы, началась схватка с огнем. Из горящего «Боинга» на землю аэродрома выскакивали бойцы «коммандос», члены экипажа и пассажиры. В результате творящегося хаоса и отсутствия каких-либо действий по спасению в результате отравления дымом погибло пятьдесят девять человек. Многие спецназовцы получили серьезные ожоги и ранения в ходе боя.

Терроризм: Бойня на Мальте 24 ноября 1985 г. - черный день борьбы с терроризмом

Штурм самолёта привёл к гибели 54 из оставшихся 87 пассажиров, двоих членов экипажа и одного угонщика. Только одному террористу, самому Омару Резаку удалось выжить. Мальтийские власти не опознали его. Командир террористов, раненый в ходе штурма сбросил капюшон и боеприпасы и притворился раненым пассажиром. Египетские коммандос выследили Резака, которого отвезли в главную больницу св. Луки и нацелив оружие на врачей и медицинский персонал, вошли в отделение скорой помощи, разыскивая Резака. Он был арестован, когда некоторые пассажиры в больнице узнали его.

Мальтийские эксперты определили, что восемь пассажиров были застрелены насмерть египетскими коммандос.

Терроризм: Бойня на Мальте 24 ноября 1985 г. - черный день борьбы с терроризмом

Резак предстал перед мальтийским судом, но так как антитеррористического законодательства на Мальте не было, он был обвинён по другим статьям. Повсеместно царил страх, что террористы отомстят, угнав мальтийский самолёт или устроив теракт на Мальте. Резак был приговорён к 25-летнему заключению из которого отбыл восемь лет. Освобождение Резака вызвало дипломатический скандал между США и Мальтой, поскольку мальтийские законы категорически запрещают для любой юрисдикции вторично преследовать по закону лиц, по обвинениям, связанным с той же серией событий (с более широкими ограничениями по сравнению с классической двойной ответственностью). После освобождения он был схвачен по прибытию в Нигерию. Через три месяца он был выдан США, предстал перед американским судом и 7 октября 1996 года был приговорён к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение.

Джон Мицци пишет в своей книге 1989 года «Massacre in Malta»:

«Египетским коммандос дали слишком большую свободу действий, они выполнили свою задачу, мало заботясь о безопасности пассажиров. Они были полны решимости любой ценой расправиться с угонщиками….

Мицци также упоминает, что мальтийские солдаты, расположенные вблизи самолёта были вооружены винтовками без боезапаса. Итальянская тайная служба сообщила, что пожар на борту был вызван взрывчаткой, которую египетские коммандос заложили в грузовом отсеке самолёта – наиболее уязвимой части самолёта, поскольку там содержатся ёмкости с кислородом, которые и взорвались.

Короче говоря, победа египтян оказалась пирровой.

Но следует помнить, что у них не было иного выхода. Как сказал капитан Галаль: «Похитители были беспощадны и безусловно убили бы и других, а затем взорвали бы самолет. Тогда пришлось бы хоронить 97, а не 59 человек». Стоит добавить в качестве утешения, что из тех, кого казнили бандиты, погибли только М. Мендельсон и С. Родженкамп. Остальные, в том числе египетский охранник, выжили, несмотря на очень тяжелые ранения.

тыц

7 комментариев

oleg_ws
В СССР тоже было несколько неудачных операций по освобождению заложников в самолетах
djamix
Ты про Семь Симеонов?
Я навскидку не могу вспомнить подобные операции.
oleg_ws
Просто запомнилось из тех времен. Одно вроде бы в Новосибирске, а другое где-то в Прибалтике

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: