Индонезийский спецназ против террористов, захвативших самолет

28 марта 1981 года в районе 8 часов утра по местному времени из аэропорта Джакарты вылетел самолёт DC-9 индонезийской авиакомпании “Гаруда”. Рейс 206 следовал по маршруту Джакарта-Палембанг-Медан, а лайнер носил собственное имя “Войла”. 34 человека поднялись на борт в Джакарте, а ещё 14 присоединились к ним в Палембанге. Через 11 минут после вылета оттуда связь с самолётом была потеряна.

Терроризм: Лучшая ликвидация теракта за историю Азии


Тут могла бы быть техногенная катастрофа, но её не будет. Будет угон и антитеррор, потому что самолёт банальнейшим по тем временам образом был захвачен. Угонщики сначала потребовали лететь в Коломбо, но до Шри-Ланки элементарно не хватало топлива. Поэтому сначала DC-9 дозаправили в малазийском Пинанге, а в районе 17:00 он приземлился в Дон-Муанг — аэропорту Бангкока.

К этому времени всё руководство Индонезии уже стояло на ушах. Но, к чести военного правления страны, в панику не впало, а действовало довольно чётко и слаженно. Президент Сухарто получил министру обороны Анди Моххамаду Юсефу разобраться с ситуацией, а он в свою очередь привлёк к решению вопроса Бенни Мурдани, главу военной разведки. У Мурдани на такой случай уже имелись инструменты — этот опытный разведчик и ветеран индонезийского спецназа “Копассус” за пару лет до событий поручил подполковнику Синтангу Панджайтану создать подразделение антитеррора для подобных случаев. И вот оно пригодилось.

Синтанг посетил для обмена опытом Великобританию, Францию, Южную Корею, а также Нидерланды — спецназ бывшей метрополии получил неплохой опыт благодаря выходцам из бывшей же колонии. А вот американскую помощь индонезиец отверг, заявив, что ему нечему учиться у тех, чей опыт в основном состоит из провальных операций, вроде попытки освобождения заложников в Иране.

Ещё удачно оказалось то, что Синтанг был единственным старшим офицером “Копассус”, который находился в Джакарте — остальные были на учениях в разных концах страны, а он только закончил лечение ноги после неудачного прыжка с парашютом.

В районе часа дня он получил приказ от министра собрать 72 человека для операции. Приказ выполнить не удалось, столько спецов просто не было на тот момент на Яве. Но и 29 человек, которые были у Синтанга спустя час, должно было хватить. “Гаруда” оперативно выкатила для тренировок ещё один DC-9, и группа приступила к разработке операции, учитывая при этом иностранный опыт освобождения заложников на самолетах этого типа.

У DC-9 есть опускающийся трап сзади — именно он должен был служить основной точкой входа, благо, что его можно было открыть снаружи. Так же открывалась и передняя дверь, а вот резервные двери над крыльями надо было открывать уже вручную. За несколько часов тренировок пришли к выводу, что группа должна состоять из 12 человек — большая численность будет только помехой при штурме небольшого самолёта.

При этом у спецназа были проблемы со снаряжением, потому что вооружены они были по армейскому образцу. Частично это компенсировал генерал Мурдани, выдавший из запасов разведки пистолеты-пулемёты с глушителем (по одним данным — “Узи”, по другим — MP5SD), приборы ночного видения и лёгкие бронежилеты. Получив партию ништяков, спецназовцы в гражданской одежде поднялись на борт теперь уже DC-10 “Гаруды” и вылетели в Бангкок вечером 29 марта.

Там с угонщиками уже сутки общался Джого Сугомо, руководитель национальной разведки Индонезии. От угонщиков он получил список требований, поставивший его в тупик: выдворить из страны всех израильских военных, отправить в отставку вице-президента Адама Малика за коррупционные схемы при закупке американских самолётов и освободить 20 политических заключённых. По последнему пункту вопросов не было, даже когда количество возросло до 34.

А вот по первым двум возникли проблемы. Выдворить израильтян не представлялось никакой возможности в силу отсутствия таковых — у Индонезии вообще не было сколько-то серьёзного военного сотрудничества с Израилем. А Малик хоть и был известный взяточник и вор, но к самолётам никакого отношения не имел вообще.

Зато по списку заключённых стало понятно, с кем приходится иметь дело — это была группировка “Индонезийский исламский революционный комитет”, она же “Командо джихад”. Данные персонажи выступали за создание исламского государства и осуществили несколько терактов на территории Индонезии. В ходе серии жёстких облав большинство членов организации были уничтожены или арестованы, но некоторое количество осталось на свободе. И теперь пятеро из них и захватили самолёт. Установить численность угонщиков удалось благодаря сбежавшему через аварийную дверь англичанину. Он же сообщил, что вооружены они пистолетами, гранатой и ящиком динамита.

Джого смог договориться, что заключённые будут освобождены, угонщикам предоставят полтора миллиона долларов наличкой и организуют перелёт в Ливию. Но всё это имело одну цель — затянуть время для лучшей подготовки операции. В случае неисполнения требований террористы, естественно, угрожали взорвать самолёт.

Военные из Таиланда были настроены в основном на попытку мирного решения, но индонезийцы оказались непреклонны: только штурм, при этом допустима гибель до 40% заложников. Жёсткие ребята этот “Копассус”. После нескольких часов консультаций тайцы согласились, выдвинув условие, что всё освещение для СМИ будет идти через них.

Пока шли разговоры, Мурдани не терял времени — встретился с главой местной резидентуры ЦРУ, у которого получил недостающие бронежилеты и оборудование для прослушки салона. Кроме того, он заказал целых 17 гробов — по количеству допустимых возможных жертв штурма. Оптимист.

Вечером 30 марта в Бангкок прилетел ещё один DC-9 “Гаруды”, на котором угонщики должны были вылететь в Ливию. А Джого удалось перенести крайний срок на утро под предлогом сложности сбора заключённых со всей страны — как ни крути, но Индонезия очень большая. Это она на карте из-за проекции Меркатора не впечатляет, а так она как от Лондона до Новосибирска. Террористы согласились и, как показали прослушивающие устройства, начали бурно радоваться.

А спецназ тем временем готовился к штурму. Сначала его назначили на 4:30, но потом перенесли на 3:00, потому что в салоне стало тихо — предположили, что перенерничавшие террористы улеглись спать. В 2:00 бойцы “Копассус” явились на брифинг, теперь они были уже в форме и красных беретах. Согласно плану, команда Бета занимала позиции вокруг самолёта, а на штурм должна была идти команда Альфа. В 2:45 все вышли на свои позиции, и Синтанг отдал приказ входить.

С аварийными выходами спецназ готовился долго возиться, но они оказались вообще не заперты. Сидевший у входа террорист Венди Эффенди был застрелен сержантами Хидайятом и Суварно, которые ворвались внутрь с криками “Ложись!”. Пассажиры попадали на пол, а террористы открыли ответный огонь.

С задним трапом наоборот вышла заминка — его не сразу удалось привести в действие, а гидравлика опускала его очень медленно. Не дождавшись полного открытия, внутрь протиснулись лейтенант-кадет Киранг и сержант Тобинг, но их там уже ждали: сержант был ранен в руку, а вот лейтенанту повезло меньше — пуля пришлась в живот ниже бронежилета. Раненый спецназовец скатился вниз по трапу. С передней дверью вышло хуже всего — её открыли уже тогда, когда внутри шёл бой.

При этом находившийся возле неё исламист Абдулла Мульоно растолкал спецназовцев, спрыгнул вниз и бросился бежать. Но в дело вступил капитан Унтунг, находившийся под самолётом и координирующий действия групп. Он свалил беглеца очередью из М-16 по ногам.

Лидер угонщиков Махаризал сумел бросить гранату в бойцов, находящихся в середине салона, но индонезийская граната производства корпорации “Пиндад” просто не взорвалась. Террорист после этого выскочил на крыло, где и был благополучно застрелен.

Такая же судьба, но в салоне, постигла и четвёртого угонщика — Зульфикара. Он был инструктором по каратэ, но против пуль оно ему не помогло. Пятый исламист Абу Софьян попытался смешаться с заложниками на выходе, но был опознан и бросился бежать. Но тщетно — капитан Унтунг снова не дремлет и снова пресекает попытку успешной очередью по ногам.

Уже в 5:00 бойцы “Копассус” покинули Бангкок на том же DC-10, на котором прибыли. С собой они везли пять гробов — в трёх лежали трупы террористов, в двух — ещё живые раненые.

Впрочем, живыми они были недолго — к прибытию в Джокарту они вполне соответствовали упаковке. По официальной версии умерли от ран, по неофициальной — прямо на борту самолёта были казнены по указанию Сухарто. Из заложников погиб пилот Херман Ранте, из спецназовцев — лейтенант Киранг. Оба умерли от ран в клинике в Бангкоке. По пилоту есть разные данные, от чьих пуль он погиб, но официально — убит угонщиками.

Один погибший заложник вместо допущенных изначально 40% — операция, несомненно, прошла весьма успешно. Большая часть гробов, заказанных генералом Мурдани, оказались невостребованными. Индонезийский спецназ “Копассус” показал свою способность выполнить сложнейшую задачу по штурму самолёта, а операция “Войла” по праву входит в число самых успешных мероприятий этого подразделения.

Роман Воронов

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: