Кортес и его путешествия

Открытие в 1513 г. Тихого океана стало вторым после плавания Колумба мощным толчком к исследованию Нового Света. В поисках выхода в Южное море европейские корабли обошли все атлантическое побережье Южной Америки, пока экспедиции Магеллана не удалось наконец найти пролив.

История: Кортес и его путешествия


Через эту узкую лазейку корабли вышли в Тихий океан. Не надо думать, что Америка для европейцев была только барьером на пути в Индию. Если вспомнить, как медленно проходило исследование других регионов планеты, можно только подивиться темпам освоения Нового Света в XVI в. Уже в 1519 г. губернатор Золотой Кастилии Педро Ариас де Авила основал на тихоокеанском берегу селение Панаму, где строились корабли для плавания по Южному морю.

В том же 1519 г. началось завоевание Мексики Эрнаном Кортесом, чрезвычайно жестокое с позиций общечеловеческой морали. Но бывают ли войны иными? Конкистадоры, конечно, вели себя отнюдь не ангельски, но об ацтеках можно сказать то же самое: чего стоят хотя бы столь любимые ими массовые жертвоприношения! Одно несомненно: индейцы испанцев к себе не звали, и оправдать войну стремлением обратить неверных в христианство никак нельзя.

Но вернемся в Мексику. Кортес умело использовал межплеменную рознь среди индейцев и ненависть большинства племен к ацтекам: ему удалось привлечь на свою сторону тласкаланцев, тотонаков и других.

В августе 1521 г. испанцы и союзные им индейцы взяли столицу ацтеков Теночтитлан. Город был почти целиком разрушен, а на его месте возник Мехико, столица Новой Испании.

История: Кортес и его путешествия

На этом Кортес не остановился, а отправил во все концы страны отряды конкистадоров — раздвигать границы Новой Испании и искать богатства. Сам он двинулся на северо-восток и захватил бассейн реки Пануко. Кристобаль Олид ушел на запад и открыл береговую полосу протяженностью около 1000 км, а кроме того, подчинил индейское государство Тараскан (ныне штат Мичоакан).

Гонсало Сандоваль направился на юго-восток и достиг Тихоокеанского побережья, где основал несколько городов. Самым дальним оказался поход Педро Альварадо.

На исходе 1523 г. его отряд достиг перешейка Теуантепек и, сломив сопротивление индейцев, захватил огромную добычу. Следуя ложбиной между Вулканическим хребтом и Сьерра-Мадре-де-Чьяпас, Альварадо занял территорию современной Гватемалы и основал одноименный город.

Услышав, что в Гондурасе золота не меньше, чем в Мексике, Кортес в 1523 г. снарядил туда морскую экспедицию, которую возглавил Олид. Впрочем, главная цель экспедиции состояла в том, чтобы найти проход из Атлантического океана в Тихий. Однако через некоторое время до Кортеса стали доходить слухи о том, что Олид, обнаружив в стране огромные богатства, решил править ей единолично.

Кортес отправил туда другую флотилию, но корабли разбились о скалы во время бури, а спасшиеся моряки попали в плен к Олиду. Тогда Кортес сам отправился в Гондурас, но почему-то через непроходимые джунгли. Когда после тяжелого похода он добрался до города Трухильо, то узнал, что его сторонники, организовав заговор против Олида, уже казнили изменника. Что касается водного пути из Атлантики в Тихий океан, то здесь его найти не удалось.

В 1526 г. Кортес вернулся в Мехико, но ненадолго. Враги, воспользовавшись его длительным отсутствием, подготовили почву для смещения Кортеса с поста губернатора и лишения его звания генерал-капитана. Кроме того, Карл V, получавший множество доносов на Кортеса, требовал его прибытия в Испанию, где победителя ацтеков ждал суд: его обвиняли в сокрытии от короны значительной доли доходов.

Однако конкистадор сумел оправдаться; более того, король наградил Кортеса многочисленными поместьями и дал титул маркиза. Но от управления Мексикой тот был окончательно отстранен. Теперь всем заправляла Королевская аудиенсия во главе с Нуньо Гусманом, врагом Кортеса.

При Гусмане небывалых размеров достигло порабощение индейцев: их крупными партиями продавали работорговцам с Антильских островов, и некоторые провинции буквально обезлюдели. Менее чем через два года скомпрометировавшая себя аудиенсия была распущена. Потерявший законную власть, но сохранивший влияние Гусман предпринял поход в страну Халиско. Его отряды опустошили области к западу от провинции Пануко.

А Кортес по возвращении в Мексику занялся сугубо мирными делами — недавний покоритель ацтеков сосредоточился на предпринимательстве. Главным его делом стали морские экспедиции (хотя занимался он и сельским хозяйством). Самую первую, к Молуккским островам, он снарядил еще до отъезда в Испанию, а возглавить ее поручил Альваро Сааведре, своему кузену.

В 1527 г. три корабля вышли из гавани Сакатула на тихоокеанском берегу Мексики, и какое-то время об их судьбе ничего не было известно. Потом выяснилось, что пересечь Тихий океан удалось лишь одному кораблю, ведомому самим Сааведрой; два других, видимо, погибли во время жестокого шторма.

В ходе плавания Сааведра открыл Маршалловы острова, северо-западный выступ Новой Гвинеи, острова Адмиралтейства и часть Каролинских. Дважды мореплаватель пытался вернуться в Мексику, но оба раза непреодолимым препятствием на его пути становились встречные ветра. В 1529 г. Сааведра умер, а его команда попала в плен к португальцам.

Тем временем Кортес, не найдя проход из Тихого океана в Атлантический на юге, решил попытать счастья на севере. Европейцы были уверены, что Северная Америка и Азия расположены достаточно близко друг от друга, а Тихий океан и Атлантика соединяются проливом примерно на широте 42°. В 1532 г. из Акапулько вышли два корабля под командованием родственника Кортеса Диего Уртадо де Мендосы.

Экспедиция следовала вдоль побережья на север, но, пройдя острова Лас-Трес-Мариас, корабли разделились: первый, с Мендосой во главе, продолжил плавание на север, а на втором вспыхнул бунт — команда отказалась следовать дальше, и корабль лег на обратный курс. Мятежники ушли недалеко: в заливе Пуэрто-Вальярта они потерпели крушение. Почти всю команду вырезали индейцы, нескольких взяли в плен солдаты Гусмана. А корабль Уртадо пропал.

В 1533 г. Кортес снарядил следующую экспедицию. Один корабль, которым командовал Диего Бесерра де Мендоса, отправился на север продолжать исследование побережья, а заодно искать Уртадо и его команду. Второе судно под командованием Эрнандо Грихальвы двинулось на запад в поисках жемчужных островов, о которых рассказывали индейцы.

Грихальва открыл архипелаг Ревилья-Хихедо, не нашел никакого жемчуга и вернулся в Теуантепек, где теперь базировался Кортес и строились его корабли. Мендосе повезло меньше. На корабле начался бунт, мятежники, убив капитана, продолжили плавание и достигли юго-восточной оконечности полуострова Калифорния, где в бухте Ла-Пас им удалось собрать богатый урожай жемчуга. Но большая часть команды погибла от индейских стрел. Уцелевшие сумели добраться до материка, где корабль захватил Гусман. Но слухи о жемчужной бухте дошли до Кортеса.

Следующую экспедицию (1535 г.) он возглавил сам. Его целью было основать колонию на берегу бухты Ла-Пас. Из Теуантепека на север отправились три корабля и одновременно вышел сухопутный отряд под командованием Кортеса.

Для строительства колонии, ее заселения и обороны от индейцев требовалось достаточное количество людей, а также лошади, снаряжение и пушки. Кораблей для перевозки не хватало. Тогда решили провести переправу в несколько приемов, сократив при этом до минимума продолжительность челночных рейсов. Отряд Кортеса благополучно миновал территорию, занятую Гусманом, и вышел в условленное место, как раз напротив южной оконечности Калифорнии. Корабли тоже прибыли в назначенный срок.

Часть людей вместе с Кортесом отправилась в жемчужную бухту, оставшиеся разбили лагерь под командованием Андреса Тапии. Но корабли за ними так и не пришли: на обратном пути суда разметала сильнейшая буря. Когда единственный уцелевший корабль вернулся в бухту Ла-Пас, Кортес вышел на поиски двух других.

Один из них пришлось затопить, второй отремонтировали. Между тем в пустынной Калифорнии, которую Кортес назвал островом Санта-Крус (то, что это полуостров, стало известно позже), колонисты умирали от голода и болезней, хотя совсем рядом пища была в изобилии — поблизости в море резвились киты.

Вернувшись домой, Кортес получил письмо от Франсиско Писарро с просьбой о помощи. В Перу двинулись два корабля под командованием Эрнандо Грихальвы, везя Писарро солдат, лошадей, пушки и провиант. В Мексику вернулся один корабль, а второй, которым командовал Грихальва, отправился на запад, к Молуккским островам. В пути капитан и верные ему люди были убиты взбунтовавшейся командой, а корабль достиг островов пряностей, хотя и без Грихальвы.

Кортес решил установить постоянное сообщение между Мексикой и Перу. Коммерческий маршрут, организованный им в 1537 г., начинался на побережье Оахаки, затем корабли делали остановку в Панаме, а оттуда шли в порт Кальяо поблизости от Лимы. Из Перу экспортировались золото, серебро и медь, а в обратном направлении везли канаты, ладан, выделанные шкуры животных и сушеные фрукты.

В 1536 г. попал под арест Гусман. Теперь можно было не опасаться захвата судов. Кортес снова обратил свой взор на север: в 1537 г. он организовал экспедицию под командованием Андреса Тапии, которой удалось пройти вдоль материкового берега Калифорнийского залива до 29° с. ш. и открыть остров Тибурон.

В 1539 г. Кортес отправил в Калифорнию еще одну экспедицию: три корабля под командованием Франсиско Ульоа вышли из Акапулько. Один корабль, поврежденный штормом, повернул назад, два других исследовали весь Калифорнийский залив до устья Колорадо.

Ульоа поднялся на несколько километров вверх по течению реки и вдали увидел горы. Затем он прошел вдоль восточного побережья Калифорнии до бухты Ла-Пас, доказав тем самым, что земля эта является полуостровом, обогнул его южную оконечность и прошел вдоль Тихоокеанского побережья до 28° с. ш. Огромный залив, вдающийся в сушу между материком и Калифорнией, Ульоа назвал морем Кортеса.

@

0 комментариев