Фасция
Фасция, именуемая также ликторским пучком, представляет собой перевязанную кожаными ремешками связку березовых или вязовых прутьев с выступающей из ее центра секиры на древке.
Древнеримская фасция
История происхождения фасции связана с религиозными ритуалами загадочного народа этрусков, населявших в древности Апеннинский полуостров. Римляне, перенявшие фасцию у этрусков, сделали ее отличительным знаком ликторов – служителей из числа вольноотпущенников при высших магистратах республики. Количество ликторов, сопровождавших в качестве почетной стражи то или иное должностное лицо, зависело от занимаемого им положения: перед претором шествовало 6 ликторов, перед консулом – 12, а впереди диктатора или императора выступали торжественным шагом 24 ликтора.
Ликтор с фасцией
Фасция – знак властных полномочий высших лиц Римской республики. Поскольку прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров, фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Впрочем, консулы и преторы пользовались неограниченной властью только за пределами Рима, а перед вступлением в Вечный город секиры удалялись из ликторских пучков, так как внутри Рима высшей инстанцией для вынесения смертных приговоров признавался римский народ.
С закатом славы древнего Рима фасция, подобно многим другим атрибутам античности, канула в небытие. Но, как оказалось, не навсегда.
В изобразительном искусстве Ренессанса (Возрождения) богатейшее культурное наследие античной эпохи действительно начало возрождаться. Итальянские художники ΧV-XVΙ вв. заново открыли античную культуру в ренессансном гуманизме, воскресили в красках множество сцен из античной мифологии, создали блистательный ряд портретов полузабытых героев древности и современных им меценатов – покровителей искусств. Возродилась в их творчестве и фасция, изображавшаяся чаще всего в сценах римского правосудия.
Как символ власти и правосудия, ликторский пучок явился атрибутом аллегорической фигуры Справедливости, как знак супружеского союза – атрибутом римского бога любви Купидона.
В эмблематике фасция, как символ твердого революционного порядка, употреблялась, начиная с эпохи Великой Французской буржуазной революции (1789-1794). Ликторский пучок стал первой эмблемой Французской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция была помещена на синем овале герба Французской Республики.
Непродолжительное время эмблему фасции в качестве символа твердого революционного порядка использовало и правительство Советской России. Две диагонально расположенные фасции были изображены в первом послереволюционном гербе России. Этот герб с двумя перекрещенными позади него ликторскими пучками можно видеть, в частности, на обложке Конституции РСФСР 1918 года.
Впоследствии по политическим мотивам обе фасции были исключены из советского герба, однако ликторские пучки еще долго применялись в декоративном искусстве, украшая фасады зданий, колонны, ворота и чугунные фигурные решетки оград.
Фасция на ограде Александровского сада в Москве
Фасция на ограде Инженерного моста в Санкт-Петербурге
Новым символическим содержанием эмблему фасции наполнил фашистский диктатор Бенито Муссолини. В 1922 году, после государственного переворота в Италии, фасция стала главной эмблемой итальянского фашизма. Фашисты усматривали в пучке прутьев символ тесно сплоченных классов общества, а в секире ликторского пучка – знак сильной верховной власти фашистского правительства.
Флаг фашистской Италии при Бенито Муссолини
В современной государственной геральдике эмблему фасции используют Франция и некоторые бывшие колониальные страны, испытавшие в начале XΙX века веяния свободы, донесенные до них французской революцией. В гербе Эквадора изображена одна, а в гербе Камеруна – две перекрещенные фасции, символизирующие готовность народов этих государств с оружием в руках отстаивать свою независимость.
Герб Камеруна
В гербе революционной Кубы ликторский пучок разоружен, т.е. из него удалена карающая секира, а ее место на древке занимает эмблема свободы – фригийский колпак с красной звездой.
Древнеримская фасция
История происхождения фасции связана с религиозными ритуалами загадочного народа этрусков, населявших в древности Апеннинский полуостров. Римляне, перенявшие фасцию у этрусков, сделали ее отличительным знаком ликторов – служителей из числа вольноотпущенников при высших магистратах республики. Количество ликторов, сопровождавших в качестве почетной стражи то или иное должностное лицо, зависело от занимаемого им положения: перед претором шествовало 6 ликторов, перед консулом – 12, а впереди диктатора или императора выступали торжественным шагом 24 ликтора.
Ликтор с фасцией
Фасция – знак властных полномочий высших лиц Римской республики. Поскольку прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров, фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Впрочем, консулы и преторы пользовались неограниченной властью только за пределами Рима, а перед вступлением в Вечный город секиры удалялись из ликторских пучков, так как внутри Рима высшей инстанцией для вынесения смертных приговоров признавался римский народ.
С закатом славы древнего Рима фасция, подобно многим другим атрибутам античности, канула в небытие. Но, как оказалось, не навсегда.
В изобразительном искусстве Ренессанса (Возрождения) богатейшее культурное наследие античной эпохи действительно начало возрождаться. Итальянские художники ΧV-XVΙ вв. заново открыли античную культуру в ренессансном гуманизме, воскресили в красках множество сцен из античной мифологии, создали блистательный ряд портретов полузабытых героев древности и современных им меценатов – покровителей искусств. Возродилась в их творчестве и фасция, изображавшаяся чаще всего в сценах римского правосудия.
Как символ власти и правосудия, ликторский пучок явился атрибутом аллегорической фигуры Справедливости, как знак супружеского союза – атрибутом римского бога любви Купидона.
В эмблематике фасция, как символ твердого революционного порядка, употреблялась, начиная с эпохи Великой Французской буржуазной революции (1789-1794). Ликторский пучок стал первой эмблемой Французской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция была помещена на синем овале герба Французской Республики.
Непродолжительное время эмблему фасции в качестве символа твердого революционного порядка использовало и правительство Советской России. Две диагонально расположенные фасции были изображены в первом послереволюционном гербе России. Этот герб с двумя перекрещенными позади него ликторскими пучками можно видеть, в частности, на обложке Конституции РСФСР 1918 года.
Впоследствии по политическим мотивам обе фасции были исключены из советского герба, однако ликторские пучки еще долго применялись в декоративном искусстве, украшая фасады зданий, колонны, ворота и чугунные фигурные решетки оград.
Фасция на ограде Александровского сада в Москве
Фасция на ограде Инженерного моста в Санкт-Петербурге
Новым символическим содержанием эмблему фасции наполнил фашистский диктатор Бенито Муссолини. В 1922 году, после государственного переворота в Италии, фасция стала главной эмблемой итальянского фашизма. Фашисты усматривали в пучке прутьев символ тесно сплоченных классов общества, а в секире ликторского пучка – знак сильной верховной власти фашистского правительства.
Флаг фашистской Италии при Бенито Муссолини
В современной государственной геральдике эмблему фасции используют Франция и некоторые бывшие колониальные страны, испытавшие в начале XΙX века веяния свободы, донесенные до них французской революцией. В гербе Эквадора изображена одна, а в гербе Камеруна – две перекрещенные фасции, символизирующие готовность народов этих государств с оружием в руках отстаивать свою независимость.
Герб Камеруна
В гербе революционной Кубы ликторский пучок разоружен, т.е. из него удалена карающая секира, а ее место на древке занимает эмблема свободы – фригийский колпак с красной звездой.
7 комментариев
Фасция, ликтор, магистрат… Брр.
Герб Зелинских.
Наградной лист туть:
gerbovnik.ru/arms/1808.html
:-)
Герб Зелинских внесен в Часть 2 Гербовника дворянских родов Царства Польского.
ОПИСАНИЕ ГЕРБА (БЛАЗОН):
В щите напол-разделенном, в правом, голубом поле, золотой кавалерский крест, такою же подковою снизу окруженный; в левом же красном, золотой ликторский пук с накинутым венком; над пуком серебряная звезда. В навершии шлема, дворянскою короною прикрытого, ястреб на взлете вправо, держащий в когтях правой ноги ликторский пук с накинутым венком. Намет справа красный, а слева голубой, оба подбитые золотом.
Герб сей вместе с потомственным дворянством Всемилостивейше пожалован Секретарю Инструкционной Комиссии Государственного Совета и Эмеритальной Комиссии в Царстве Польском Ивану Игнатьеву сыну Зелинскому, на основании статьи 4-й и статьи 6-й Положения о дворянстве 1836 года, грамотою Государя Императора и Царя НИКОЛАЯ I, в 29 день Апреля (11 Мая) 1841 года.
В 1942 году весной добровольцем ушёл на фронт. В сентябре 1943 года противотанковый истребительный дивизион, где заместителем был майор Лавренков, у села Комсомольское Гуляйпольского района Запорожской области принял тяжёлый бой с превосходящими силами бронетанковых войск фашистов.
Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Это мой прадед по отцовской линии.