Солдатские сортиры на войне

Военная тематика — одна из самых благодарных в художественной и научно-популярной литературе. Подвиги и великие полководцы, знаменитые баталии и даже быт солдата всегда были интересны обществу. Но одну тему, как правило, обходили стороной почти все, пишущие о войне. Пожалуй, всерьёз её описал только Виктор Астафьев в романе «Прокляты и убиты». Тема и впрямь деликатная: отправление естественных надобностей в полевых или фронтовых условиях. А ведь эта проблема во все исторические эпохи стояла на одном из первых мест во время военных походов и крупных баталий, особенно когда речь шла о скоплении сотен и даже тысяч людей.

Война: Солдатские сортиры на войне


Козлы над ямой

До наших дней сохранилось описание организации полковых сортиров немецкой армии во время боевых действий Первой мировой войны. Обычно вокруг полевых лагерей рылись рвы глубиной в несколько метров, затем над ними устанавливались козлы из сколоченных треугольником жердей. На этих козлах зачастую усаживались одновременно по четыре-пять человек, справляющих большую и малую нужду. Неудивительно, что эти ничем не прикрытые рвы в жару источали жуткий запах, были источниками различной заразы. Порой солдаты во время коллективных походов в подобную «уборную» надевали противогазы, иначе приблизиться к отхожей траншее было просто невозможно.

Перед уходом полк засыпал эту яму и рядом рыл новую для солдат, которые придут им на смену.

Офицеры были лишены подобного «удовольствия» — для них в блиндажах имелись специальные закрывающиеся ящички с дыркой и ручками.

Непосредственно на передовой у австрийцев, например, нередко устанавливались металлические урны, вкопанные в землю на всем протяжении траншеи. Таким образом, австрийские солдаты могли облегчиться, так сказать, прямо на рабочем месте.

Да, отправление естественных нужд как в Первую, так и во Вторую мировые войны на полях боёв и во время переходов крупных воинских соединений вызывало массу неудобств. Но траншея или специальная металлическая урна в окопе — это какой-никакой, а всё-таки организованный туалет. А вот в древности во время длительных переходов и осады городов армии в сотни тысяч бойцов опорожнялись прямо на открытой местности.

Первое бактериологическое оружие

То, что происходило в Средневековье, у современного человека вызывает просто ужас. Военачальники античных и Средних веков хотя и довольно прохладно относились к гигиене своих войск, но тоже отлично понимали опасность антисанитарии. И нередко использовали её в… военных целях.

В частности, во время ассирийских войн 1500-1200 годов до н.э. при осаде городов в катапульты заряжали не только камни, дробящие стены, но и человеческие экскременты.

Часто через стены перебрасывались дохлые животные, а иногда даже трупы людей, умерших от оспы, чумы, холеры и других инфекционных заболеваний. Фактически зараза, находившаяся в экскрементах, являлась первым бактериологическим оружием в истории человечества. Города после подобных обстрелов нередко прекращали сопротивление. Правда, возникает вопрос: о чём думали нападавшие? Ведь заражённый опасными заболеваниями город становился «болезненной ловушкой» для победителей.

Пахучий пример

Но, может быть, проблема нормальных туалетов в средневековых армиях сильно преувеличена? Ведь серьёзных исторических работ, описывающих эту тему, не существует. Да вряд ли. Скорее всего, молчание по поводу организации отхожих мест во время осады городов и позиционной войны объясняется тем, что столь неэстетичную тему историки и литераторы считали недостойной. И не зря. Потому что даже поверхностный её анализ поражает.

В качестве примера можно взять осаду Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Согласно историческим данным, которым нет основания не верить, под стенами осаждённого города собралось 150 тысяч воинов, не считая обслуживающего персонала, следующего за любой армией того времени. При этом здоровый взрослый человек в день выделяет примерно до 300 граммов твёрдых экскрементов. И это процесс, остановить который невозможно. Путём простого арифметического умножения получаем около 50 тонн экскрементов в день!

И сюда не включены отходы обозных животных, также справлявших естественные нужды. Зарыть столь большое количество отходов человеческой жизнедеятельности просто невозможно. Вонь и смердящие запахи при длительной осаде стояли жуткие. Удивительно, как люди вообще могли находиться в этом месте. Впрочем, эта ситуация не была чем-то из ряда вон выходящим и сопровождала абсолютно все крупные баталии прошлых веков.

Страшная сила

В 2009 году петербуржец Александр Георгиевич Семёнов предложил необычный вид «боеприпасов». И даже получил в России патент на своё изобретение, официальное название которого — «Удаление биоотходов из изолированного жилого отсека военного объекта и устройство по его реализации». Речь в том числе шла и о танках. Идея его проста и не лишена логики. Дело в том, что в большинстве российских танков туалетов нет, а экипаж может находиться в боевой машине достаточно продолжительное время. Изобретатель предложил специальные капсулы в виде снаряда, в которые могли бы паковаться фекалии.

Во время боя он выстреливался в сторону врага. Неоспоримым преимуществом нового оружия была названа возможность удалять из танка отходы человеческой жизнедеятельности, которые источают неприятный запах, особенно в условиях, когда внутри боевой машины солдатам приходится находиться по несколько дней. Более того, этот источник неудобств шлёпается прямо на голову врага. В описании ничего не сказано о поражающей способности этого «боеприпаса», однако, по утверждению автора изобретения, это оружие призвано подавлять дух и угнетать психику противника.

Внимание, мины!

Интересно, что «фекальные боеприпасы» нашли своё применение и в XX веке. Издавна существует примета, что если случайно наступить ногой в экскременты, то это к деньгам. Помня об этом, немецкие танкисты, воевавшие в Африке во время Второй мировой войны, старались проехать гусеницами по следам жизнедеятельности верблюдов или крупного рогатого скота, считая, что это принесёт им удачу. Напрасно! Противник, узнав об этом, начал маскировать под верблюжьи какашки противотанковые мины. В итоге гитлеровские войска понесли массовые потери.

Об этом изобретении даже писали некоторые СМИ. Приводился и чертёж танка в разрезе, была показана и схема произведения выстрела. О дальнейшей судьбе этого изобретения, к сожалению, ничего не известно.

Подобные идеи гуляли и в американской армии, но им не дали хода, поскольку командование посчитало это бактериологическим оружием.

Зловонный флот

Казалось бы, мореходы имели все возможности соблюдать вполне сносную личную гигиену, поскольку отходы человеческой жизнедеятельности можно было смело отправлять за борт. Всё так и происходило, но лишь на тех судах, где служили свободные люди. Однако на протяжении всего Средневековья и даже позже существовало немало гребных судов, где роль гребцов исполняли рабы или военнопленные. Такие суда на вёслах имели преимущество перед парусными кораблями во время слабого ветра или штиля. При этом рабы-гребцы приковывались цепью к своей скамье. Пищу несчастные принимали прямо на своём «рабочем месте», там же спали и справляли естественные надобности. И в таких поистине адских условиях мало кто мог продержаться больше месяца.

1 комментарий

kir
«… Итак, подпоручик Дуб надзирал за отхожими местами. Отхожее место в виде двухрядной длинной ямы вместило два отделения роты. Солдаты премило сидели на корточках над рвами, как ласточки на телеграфных проводах перед перелетом в Африку.
У каждого из-под спущенных штанов выглядывали голые колени, у каждого на шее висел ремень, как будто каждый готов был повеситься и только ждал команды.
Во всем была видна железная воинская дисциплина и организованность.
На левом фланге сидел Швейк, который тоже втиснулся сюда, и с интересом читал обрывок страницы из бог весть какого романа Ружены Есенской...»